Городская навигация

15 июня 2023


Городская навигация — это язык, средство коммуникации, посредством которой город взаимодействует с нами. От этого языка зависит, насколько комфортно нам перемещаться в том или ином общественном пространстве. В древности доминантой любого крупного поселения являлся собор, к которому сходились все крупные улицы. И этого было достаточно, чтобы ориентироваться в городе. В современных мегаполисах эта функция соборов размыта, а районы города с одинаковыми или похожими зданиями, особенно спальные, зачастую превращаются в лабиринты. Сейчас проблема навигации в городской среде стоит особенно остро, так как информации стало очень много, а времени на поиск нужного пути в ритме современного мегаполиса все меньше.

Проектируя навигацию, легко увлечься и забыть о ее назначении. Сама суть навигации — прокладка пути. Создавая отдельные элементы, следует помнить, зачем вообще они нужны. Хорошая навигация не должна бросаться в глаза, но при этом обязана выполнять свою функцию — привести в нужную точку. В идеале навигация должна делать это максимально незаметно. Если мы вообще не замечаем никакой навигации, но при этом оказываемся в нужном месте — значит, все хорошо. Но бывают и противоположные случаи. Каждому из нас знакома ситуация, когда теряешься в чужом районе, несмотря на наличие табличек и указателей.

Где мы сталкиваемся с необходимостью систем навигации в городской среде? Можно выделить несколько их типов:

  • дорожная навигация;
  • транспортная (метро, вокзалы, наземный и речной транспорт, пересадочные узлы);
  • пешеходная: уличная, парковая (включая туристическую);
  • общественные здания (музеи, больницы, торговые центры, деловые комплексы и т.д.);
  • виртуальная навигация (приложения).
Каждый тип навигации имеет свои уровни и носители информации, но все они должны составлять единую продуманную систему. Главная проблема создания систем городской навигации в мегаполисах, включая и Москву — отсутствие комплексного подхода. Есть два пути решения этой проблемы: кардинальный — сломать и выстроить систему с нуля заново; или более щадящий — методично дорабатывая и расширяя существующее. Впрочем, сейчас ситуация с комплексностью постепенно выправляется. Мы уже с трудом можем вспомнить, как ориентировались в городе без приложений в смартфоне, ища нужную информацию среди бесконечных кричащих рекламных вывесок. Буквально за десятилетие-полтора изменилась сама городская среда, был сформулирован дизайн-код, появились новые удобные носители информации на улицах и, конечно, гаджеты, сильно упрощающие жизнь и экономящие время поиска пути. Тем не менее, мы только-только пришли к осознанию городской среды как единого организма и вслед за другими мировыми столицами задумываемся о ее законах, формируем новые принципы городских информационных систем.

Казалось бы, дорожная навигация — самая понятная и устоявшаяся из систем ориентирования: с правилами дорожного движения, со сложившейся унификацией дорожных знаков и общими принципами функционирования даже в разных странах. Но и тут мы постоянно получаем новый опыт: развиваются технологии, транспортные средства эволюционируют. На улицах появились велосипеды и самокаты, а значит, нужны правила их использования и новые знаки. Даже касательно традиционных дорожных знаков в Москве был интересный опыт: в какой-то момент их число в попытке перекричать рекламные носители превысило все разумные рамки, водителям стало сложно ориентироваться в перенасыщенной информацией среде. Постепенно среду расчистили от визуального мусора, а когда сократили число дублирующих друг друга знаков и провели эксперимент по уменьшению их размера на некоторых улицах, вдруг оказалось, что на них стали обращать больше внимания, и вождение стало безопаснее. Это подтверждает и мировой опыт: оказывается, чтобы снизить аварийность на улицах, нужно сократить разметку и знаки. Жаль, что масштабировать и повсеместно внедрить новые стандарты у нас так и не вышло: система оказалась слишком консервативной и инерционной.

Дорожные знаки на московских улицах

Пешеходной навигации повезло больше, чем дорожным знакам — на московских улицах появились новые красивые информационные стенды, содержащие карты улиц и всю необходимую информацию. Возникла дублирующая информация на английском языке (дополнительная сложность при создании навигации в российских городах). По примеру мировых мегаполисов, таких как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Амстердам, имеющих свои шрифтовые системы для навигации, у Москвы тоже появился свой удобный шрифт Moscow Sans.

Любопытный факт: мало кто знает, что шрифт DIN, который не так давно пережил у нас волну популярности среди молодых дизайнеров, на самом деле разрабатывался Эриком Шпикерманом именно для систем навигации в Германии.

Начавшись с центра, новая пешеходная навигация постепенно распространяется и на окраины. Помимо стандартных указателей и стелл с картами в новых ЖК встречаются и необычные решения. Например, типовые дома в Марфино, где застройщик использовал для дифференциации и ориентирования фигуры животных.

Микрорайон Марфино

В Москве очень много культурных достопримечательностей, исторических памятников, о многих из которых не догадываются не только туристы, но даже местные жители. Из опыта зарубежных поездок на ум приходит пример Лос-Анджелеса, где прямо на станциях метро расположены щиты с изображениями интересных объектов, находящихся в пешей доступности от этих станций. А во Франции, проезжая любой населенный пункт, на шоссе обязательно увидишь биллборд с силуэтом главной достопримечательности.

Туристическая навигация в метро Лос-Анджелеса

Туристические биллборды на дорогах Франции

Если с общегородской системой уличной навигации все более-менее понятно, то парки и торговые центры имеют свои системы визуальной идентификации и навигации. Приходя в какой-нибудь торговый или бизнес-центр, словно попадаешь в отдельный мини-город, живущий по своим законам, со своими улицами, транспортными артериями-эскалаторами, кафе и магазинами. Это не является большой проблемой, но иногда способно доставить определенные неудобства, пока не привыкнешь к новой системе ориентирования — вывескам, указателям и шрифтам. Особенно заметно это в комплексах, состоящих из нескольких зданий. Хороший пример эффектной навигации — центр дизайна Artplay, с крупными надписями и нумерацией на зданиях, но и тут не обошлось без казусов. Знаю из личного опыта, что некоторые курьеры, не замечая огромных цифр на стенах, стабильно приходили не в те корпуса. Это тот случай, когда дизайнеры сделали дизайн для себе подобных, но не учли банальных жизненных ситуаций. Дублирующая система навигации из более традиционных указателей устранила бы проблему.

Центр дизайна «Artplay»

Хорошей альтернативой и дополнением к обычным вывескам и указателям являются дорожки на полу, ведущие в нужном направлении. Каждому направлению может соответствовать свой цвет, при этом разные дорожки могут то сходиться, то разбегаться. Это применимо к большим моллам или деловым центрам, больницам с несколькими корпусами/отделами, каждому из которых так же присвоен соответствующий цвет. Или к станциям метрополитена с его цветными линиями.

Бизнес-парк «Румянцево»

Кстати, о московском метро: здесь сейчас в целом довольно продуманная навигация, поэтому подробно останавливаться на ней мы не будем, но о некоторых моментах имеет смысл упомянуть. Метро за последние годы сильно разрослось и продолжает расти рекордными темпами. Естественно, в этих условиях привычная всем с советских времен навигация быстро устарела и потребовала модернизации. Помните, как в недавнем прошлом мы объясняли друг другу, из какого выхода нужно подниматься на поверхность? Сейчас достаточно назвать номер нужного выхода. Казалось бы, что может быть проще? Но потребовались годы, чтобы прийти к этому решению. То же самое и с указанием направления линий (на север/на юг, в центр/из центра).

Но и тут есть над чем поразмышлять. Многие станции, особенно новые, имеют преобладающие цвета в оформлении, которые никак не привязаны к цветам линий, хотя это выглядело бы логичным. Например, станция Юго-западная на красной ветке отделана панелями цвета морской волны, а соседняя станция, Проспект Вернадского, имеет пересадку на Большую кольцевую линию, которой как раз присвоили такой цвет. Это несколько дезориентирует, когда проезжаешь мимо: подсознательно ожидаешь увидеть пересадку на ветку бирюзового цвета на соответствующе оформленной станции. Схожая картина наблюдается и на станциях Давыдково/Кунцевская Большой кольцевой линии, первая из которых имеет преобладающий синий цвет стен, а вторая — пересадку на синюю ветку. Может, стоит привести их в соответствие? Конечно, со старыми, историческими станциями в центре такой фокус не прокатит, но при проектировании/ремонте новых станций и выборе оформления может быть следует учитывать эти особенности?

Станции московского метро

Общественный транспорт за пределами подземки тоже активно развивается: само метро приросло линиями электричек МЦК и МЦД, автобусная сеть расширилась электробусами после ухода троллейбусов, появляются новые трамвайные маршруты, речной транспорт. Здесь стоит непростая задача взаимной интеграции всех видов транспорта в единую неразрывную систему. С одной стороны, каждый вид должен иметь свою систему визуальной идентичности, а с другой — все они должны подчиняться общей логике и выглядеть единообразно, чтобы при пересадке с одного вида транспорта на другой не возникало вопросов. Для этого имеет смысл составить «карту разрывов». Этим занимаются специальные службы, но пока определенные проблемы с интеграцией остаются.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про современные гаджеты. Мы уже привыкли к приложениям для ориентирования и не можем представить жизни без них. Они спасают там, где есть слабые места в городской навигации, например, на автобусных маршрутах, в которых крайне непросто разобраться без смартфона. Но далеко не все пользуются гаджетами, так же как не все одинаково хорошо воспринимают знаки и надписи, предпочитая по старинке спрашивать дорогу у прохожих. Для этих категорий людей имеет смысл подумать о волонтерских движениях и/или небольших информационных центрах. Сейчас подобное существует только в метро, но не на улицах. Такой интерактив сделал бы городскую среду еще дружелюбнее.

Возвращаясь же к гаджетам и технологиям, возникают мысли о применении дополненной реальности, что позволило бы пользователю самому формировать свою навигацию в зависимости от потребности (как сейчас можно переключаться между нужными уровнями информации в приложениях-навигаторах), не перегружая при этом городскую среду, но видя картинку на экране смартфона применительно к реальной местности. А если добавить к этому возможности нейросетей… Да, в интересное время мы живем, и осознать в полной мере его возможности нам еще только предстоит!

Отправить заявку